Обжалование решения налоговой проверки

Юридическая практика ведения хозяйственных операций позволяет сделать вывод, что не во всех случаях действия налоговой инспекции по доначислению средств или отказе о возврате причитающихся хозяйствующему субъекту сделанных ранее вычетов являются обоснованными. Многие налоговые органы выносят решения, последствия которых представителями бизнеса и госорганов оцениваются диаметрально противоположно, поэтому могут быть оспорены.

Признание решения налоговой инспекции недействительным — это сложившаяся практика, благодаря которой неправомерные начисления налоговых органов отменяются судами или вышестоящими организациями.

Признание решения налоговой инспекции недействительным

Среди решений налоговой службы, вынесение которых требует от плательщика принятия срочных контрмер, наиболее часто встречаются такие, как:

  • блокирование налоговыми органами расчетных счетов плательщика;
  • признание нарушениями налогового законодательства факта проведения хозяйственных операций с определенными компаниями;
  • порядок исчисления стоимости земли для формирования налоговой базы;
  • порядок и размер определения пени, штрафов.

Законодательство предусматривает один путь разрешения подобных споров — обжалование решение налогового органа, основанное на акте, выводы которого, по мнению плательщика, оказываются неверными. Провести обжалование решения налоговой проверки на первом этапе можно только во внесудебном порядке.

Далее — при несогласии с решением вышестоящего Управления ФНС, перед предпринимателем открываются две перспективы:

  • продолжение административного разбирательства на федеральном уровне управления ФНС;
  • возможность обращения в суд.

Важный момент: если налогоплательщик попытается начать судебное обжалование решений налоговых органов в судебной инстанции, без обращения в вышестоящую налоговую организацию, суд оставит жалобу без рассмотрения.

Как подавать заявление?

Возможность выбора процессуальных действий, направленных на обжалование решения, зависит от такого фактора, как время. В течение календарного месяца субъект хозяйствования может подать апелляционную жалобу. Этот срок исчисляют от даты, указанной в почтовом уведомлении о вручении документа адресату. Днем подачи жалобы считается дата, проставленная на почтовом штемпеле или в соответствующем извещении.

Форма жалобы — свободная, но ее содержание должно включать ряд обязательных реквизитов и описаний. Перечень пунктов, которые должны быть отражены в документе, перечислен в ст. 139.2 НК РФ. Кроме верного указания всех атрибутов — наименования предприятия, ФИО предпринимателя и реквизитов оспариваемого решения в жалобе должны присутствовать обоснованные доводы субъекта хозяйствования о неправомерности предъявляемых требований. Обжаловать можно:

  • отдельные действия лиц, осуществляющих проверку или принимающих решение;
  • отдельные пункты решения;
  • все решение целиком.
Алгоритм подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба подается в тот орган, действия которого оспариваются. Его руководство в течение трех дней должно определиться с дальнейшим порядком действий, т.е. признать правомерность требований заявителя и устранить нарушение прав предпринимателя или передать документ в вышестоящую инстанцию.

По истечении месяца со дня принятия решения налоговый орган приступает к проведению действий по исполнению решения. Подача жалобы в этот период не обеспечивает права субъекта на отсрочку исполнения принятого ранее решения, не снимает с него ответственность. Однако налогоплательщик может подать вместе с заявлением ходатайство о приостановлении действий по исполнению решения. Хозяйственный субъект должен предоставить банковскую гарантию, подтверждающую обязательство внести в бюджет в течение полугода доначисленные субъекту средства.

Практика судебного рассмотрения

Если налоговые органы отказали заявителю в удовлетворении его требований или в течение 3 месяцев со дня принятия решения ими не были предприняты никакие действия, субъект хозяйствования может начать судебное обжалование налоговых решений. На этом этапе налогоплательщик может обратиться в Арбитражный суд, но не с иском, а с заявлением о нарушении своих прав и признании недействительным решение налогового органа.

Законодатель предусмотрел норму презумпцию добросовестности лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Практика рассмотрения споров свидетельствует о том, что грамотно составленное заявление о поданном в арбитражный суд о признании решения налоговой инспекции недействительным — это гарантия успешной защиты физическим лицом или предприятием своих прав.

Правовые нормы дают возможность привлечения квалифицированных специалистов не только к подготовке заявлений, но и к представлению интересов плательщика в арбитражном заседании. По результатам практики установлено, что из всех рассмотренных судами дел об обжаловании действий налоговиков в 40% случаев решения были приняты в пользу предпринимателей. Обращайтесь в «Юридический центр адвоката Олега Сухова» и мы поможем вам обжаловать решение налоговой проверки в судебном порядке!