Первоочередное право на выкуп арендуемого помещения

На основании действующего закона № 159-ФЗ от 22.07.08г. участники среднего и малого предпринимательства используют право на выкуп арендуемого помещения на привилегированных условиях. В случаях, когда оно представлено в списках собственности муниципального образования населенного пункта (т. е. считается государственным). Действие постановления продлено до 01.07.2018 г., однако, не все из данной категории субъектов могут использовать это право.

Подробнее о том, что такое первоочередное право на выкуп арендуемого помещения расскажет адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова») — президент Гильдии юристов рынка недвижимости.

Условия предоставления преимущественного права

Существуют определенные требования:

  • соглашение об аренде помещения должно быть подписано непосредственно с имущественным департаментом г. Москва или любого другого города РФ, а также муниципального образования;
  • ко времени написания заявления о намерении выкупа, недвижимость должна в течение не менее 2 лет, находиться по договору аренды.
  • право можно реализовать, если на время написания заявления, плата за аренду выплачена полностью, задолженностей нет.
  • наличие помещения в списках госимущества, предоставляемого во владение или аренду (распоряжение № 184-р от 22.02.2011г.);
  • суммарная площадь арендуемых помещений не может быть больше, установленных законом, размеров (Москва, до недавнего времени — 300 м2).
Опираться на данное постановление о выкупе помещений имеют право:
  • Субъекты, имеющие статус юридического лица, в установленном порядке зарегистрированные и включенные в реестр ЕГРЮЛ или ИП, находящиеся в списках предпринимателей.
  • Если субъекты не значатся в соответствующих списках города, муниципального образования, они также могут выкупить помещения, воспользовавшись этим правом, если они соответствуют одному из требований:
    • годовой размер прибыли (без НДС) составляет 400 млн. рублей и менее для средних предприятий и не более 100 млн. рублей — для малых;
    • количество работающих на среднем — не более 250 человек, на малом — 100 и менее человек.
Субъекты, не имеющие право на выкуп арендуемого помещения

Законодательством установлен перечень организаций, относящихся к среднему и малому предпринимательству, на которые не распространяется право выкупа арендуемой недвижимости на льготных условиях. Сюда входят:

  • Организации кредитные и страховые (непотребительские кооперативы), фонды инвестиционные и пенсионные (негосударственные). Это право не имеют ломбарды, предприниматели, работающие с ценными бумагами на профессиональной основе.
  • Преимущественное право не имеют представители игорного бизнеса или имеющие договоренности о разделе производимой продукции.
  • Нерезиденты РФ, участвующие в контроле и регулировании валюты (если нет определенных международных соглашений).
  • При наличии арендуемого имущества недвижимости, организации, работающие в сфере добычи и переработки природных ресурсов (кроме общедоступных).
Условия подачи документов

Субъекту, имеющему право на льготный выкуп арендуемых объектов недвижимости, следует обратиться с письменным заявлением в соответствующий орган департамента. Это можно сделать в любое время, не противоречащее правилам (в настоящее время — не только в момент объявления приватизации). К заявлению в установленной форме должны быть приложены следующие документы:

  • удостоверение личности заявителя (паспорт);
  • заверенную нотариусом доверенность на предоставление интересов предпринимателя (если его интересы представляет доверенное лицо);
  • заверенную копию устава предприятия;
  • свидетельство постановки на учет в налоговый орган (нотариально заверенную копию);
  • свидетельство о регистрации предпринимательской деятельности (заверенную копию);
  • решение предпринимателя или протокол общего собрания о выборе генерального директора (исполнительного органа).

В том случае, когда заявитель отсутствует в списке зарегистрированных предпринимателей, чтобы использовать преимущественное право необходимо предоставить дополнительные документы:

  • в установленной форме сведения о количестве работающих на предприятии (за прошедший год, с отметкой налогового органа);
  • бухгалтерский отчет (форма 2) о прибылях и убытках, баланс предприятия (форма 1);
  • необходимые декларации по налоговым отчислениям;
  • выписки из реестров акционеров, участников общества.